Как выбрать катер

Как выбрать катер, лодку или другое водно-моторное средство

Моторная лодка – судно с подвесным мотором; катер – со стационарным мотором. В реальной жизни граница размыта, катерами называют суда и с подвесным мотором. В статье, для упрощения, будем использовать термин «катер».

Морские термины

Сейчас на рынке моторных лодок присутствует такое большое количество предложений, что новичку не трудно и растеряться. Нужен небольшой «ликбез». Им и является настоящее руководство. Его задача – показать Вам основные возможности водномоторного досуга и помочь Вам в нелегком вопросе выбора не только самого катера, но и снаряжения, аксессуаров, услуг и т.д.

Невозможно предусмотреть всех аспектов и тонкостей, особенно когда все производители постоянно совершенствуют свои продукты и предлагают новые. Так что это руководство не заменит Вам продавца-консультанта. Но оно позволит Вам максимально сузить параметры Вашего поиска, сэкономить время и грамотно поставить задачу продавцам – опытным мореходам из «Морехода».

Для настоящего продавца лучшая награда – это довольный покупатель. Особенно приятно, когда покупатели, спустя месяцы, успев полностью насладиться катером, говорят слова благодарности. В этом есть и коммерческий смысл – довольный покупатель будет рекомендовать хорошего продавца своим знакомым.

Ознакомимся с возможностями

«Я беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее»
Огюст Роден

Чтобы Вы получили некоторое представление о спектре (далеко не полном) возможностей современных водномоторных судов, мы для начала опишем одно замечательное судно. Это «питерский» каютный катер Silver Star Cabin 650 с двухкомпонентным корпусом:

  • наружный корпус из алюминия, для прочности (толщина днища 4мм).
  • внутренний элемент из бесшовного пластика: шумо- и теплоизоляция, легче мыть (нет швов); большая безопасность пассажиров (нет металлических острых углов)

Его и размеры (длина 6,5 м и ширина 2,4 м) и скоростные возможности (скорость до 41 узла (75 км/ч)) делают его пригодным практически для любой цели: от неторопливых романтических путешествий

…до скоростных развлечений, таких как сумасшедшие гонки и водные лыжи.

На этом катере можно ходить по крупным водохранилищам. На него можно ставить современное навигационное оборудование и моторы разной мощности (подвесные и стационарные). Его борта заполнены пенополистиролом, что обеспечивает его 100%-ную непотопляемость. Он очень прост и безопасен в управлении.

Катер идеален для многодневных путешествий группы до 6 человек. Таким его делает современный комфорт: кормовой тент, спальные места, отсеки для хранения вещей, запирающиеся раздвижные двери, освещение в каюте. (материал внутренней отделки устойчив к износу и выцветанию) В прохладную погоду можно включить обогреватель. Есть и семейный вариант. Катер можно превратить в небольшой дом на воде, доукомплектовав его плитой, мойкой, обогревателем, холодильником, туалетом, спутниковым телевидением и многим другим.

Катер идеально приспособлен для многих видов рыбалки, в частности, для троллинга. В Финляндии Silver Star Cabin признан лучшим рыболовным катером. Этому способствовало, в частности, и то, что для него разработано множество рыболовных аксессуаров.

Катер весит 900 кг, его можно перевозить на прицепе.

Цену Silver Star Cabin 650 в базовой комплектации можно посмотреть на странице товара + мотор

С чего начать

Это далеко не самый дорогой катер, но даже этот катер (с полным набором опций) нужен далеко не каждому. А какой катер Вам нужен? Нет хороших или плохих катеров (за исключением бракованных). Есть катера, которые подходят Вам или нет. Выбор катера нужно начинать с определения Ваших требований и обстоятельств:

  • Для чего (отдых, рыбалка, подводная охота, дайвинг)
  • Водоем (река, море, река-море, озеро, водохранилище), место стоянки и хранения (на воде, или постоянный спуск-подьем)
  • Ваш бюджет(главную цену сделает катер+мотор+прицеп)
  • Количество пассажиров, в том числе дети
  • Ваш водномоторный опыт

Цель

Катера покупают для отдыха. Чтобы этот отдых доставлял Вам и Вашим пассажирам только удовольствие, важно «на берегу» определиться, что для Вас главное: водные прогулки на несколько часов, таскание лыжника, высокая скорость (от 50 до 100 км/ч), путешествия в отдаленные живописные места с ночевкой или просто чтоб была («У соседа есть, я тоже хочу»). Немного особняком стоят рыбалка и охота.

Охота

Нужен небольшой катер, чтобы ходить по камышам и осоке, доставать подбитых птиц. Если корпусной, то с маленькой осадкой и плоским дном, если надувная лодка, то из крепкого материала, чтобы осока не порезала.

Рыбалка

Главная задача – ловить рыбу из любого места в катере. Поэтому среди рыбаков популярны лодки:

1. С полностью открытым корпусом:

Trident 450 Afalina 320M
Tuna (UMS) 600 Silver FOX 485

2. С запалубленной носовой частью:

NorthSilver PRO 560 jet Quintrex 455 Coast Runner

3. С каютой (комфорт), Walkaround, в переводе «обойти вокруг»:

Corver 600 WA

Рыбацкие аксессуары

Спинингодержатели, оборудование для троллинга, эхолоты и навигаторы, отсеки для хранения рыбы и рыболовных приспособлений и т.д. – все это сделает вашу рыбалку на воде более комфортной.

Водоем

Разряд водоема

У любого судна есть свой класс, у водоема – разряд. Класс судна не может быть ниже разряда водоема. Прибрежные морские (не более 12 миль от берега) и внутренние водные бассейны делятся на 5 разрядов:

  • Прибрежные морские и внутренние водные бассейны с высотой волн 1,8 метра 3%-ной обеспеченности (т.е. вероятность 3%)
  • Внутренние водные бассейны с высотой волн 1,5 метра 1%-ной обеспеченности
  • Внутренние водные бассейны с высотой волн 1,2 метра 1%-ной обеспеченности
  • Внутренние водные бассейны с высотой волн 0,6 метра 1%-ной обеспеченности
  • Внутренние водные бассейны с высотой воли 0,25 метра 1%-ной обеспеченности

Здесь простая логика – чем больше водоем и выше волна, тем больше должны быть высота бортов и длинна судна, чтобы накатывающая волна не перевернула Вас как щепку.

Особенности водоема

Помимо разряда у водоема могут быть свои особенности:

  • Каменное дно, перекаты, мелководье – Рекомендуем судно с небольшой осадкой и водометом
  • Топляки – Крепкий катер и установка дополнительного эхолота, направленного вперед (впередсмотрящего)
  • Куски льда (северные водоемы) – Не рекомендуем пластиковые корпуса, так как они подвержены истиранию, лучше алюминиевые

«Обжитость» водоема и удаленность от места проживания

Все это влияет на максимально возможный размер судна и стоимость содержания.

Оборудованные стоянки и клубы

Максимальный размер судна будет ограничен его осадкой и глубинной внутренней акватории стоянки.

Катера до 10 метров в длину имеют максимальную осадку 1 метр. Глубина большинства стоянок рассчитана на осадку 2-2.5 метра.

 

Это самое лучшее место для Вашего судна. Никаких мучений: приехали, завели и пошли. Как правило, здесь уже все есть:

  • Оборудованный спуск и подъем с воды, стоянка для автомототранспорта
  • Причал, защищенный от сильного ветра Заправка на воде, чтобы не таскать канистры «на себе»
  • Мойка, техобслуживание и ремонт
  • Охрана
  • Ангары для зимнего и летнего (межнавигационного)
  • Гостиница, бар и т.д.

Выбирайте наиболее приемлемую стоянку, исходя из стоимости и местоположения. Если Вы не собираетесь перевозить катер по суше, то можно сэкономить на покупке прицепа, т.к. мы можем доставить Ваш катер на своем прицепе.

Храним дома, на даче

На вашем водоеме нет стоянок или по различным причинам Вы решили хранить судно на своей территории. Потянуло на воду, цепляем прицеп с катером к авто и на воду.

 

 

Размер судна и вес будет ограничен следующими параметрами:

  • Габариты места хранения, а если есть ворота, то размерами ворот. Обратите внимание, что габариты (особенно высоту) нужно учитывать вместе с прицепом.
  • Возможностями вашего автомобиля: мощность, проходимость
  • Категорией ваших прав. Если катер с прицепом весит больше 750 кг (вес катера ? 550 кг), нужны права категории «Е»
  • Характеристиками места спуска на воду, возможность подъезда на машине к берегу.

Дом на берегу водоема

Идеальная ситуация для любого водномоторника/морехода, когда катер всегда под рукой.

Цена вопроса

Не бойтесь ошибиться – это всего лишь первоначальная оценка, которая поможет продавцу. Если уж совсем трудно определиться, то подумайте – больше какой суммы Вам точно будет жалко потратить на катер («дорогая, не казни меня, я купил нам новый катер, теперь мы отдыхаем на воде с мужиками»). Это не значит, что Вы потратите все деньги (нужно еще оставить на обмывку).

В качестве ориентиров, можете посмотреть рекомендованные катера для различных целей:

Ориентиры на стоимость эксплуатации и прожорливость двигателя.

Когда покупать

Сезон пика продаж лодок начинается в конце февраля и заканчивается… Как правило, в это время возможности выбора ограничены из-за того, что многое уже разобрали, а прокатиться хочется уже завтра. Вы будете вынуждены идти на компромисс.

Разумнее задуматься о покупке лодке с октября по февраль: спокойно выбрать, заказать, оплатить с учетом скидки за «не сезон» и получить весной катер своей мечты

Корпус

Глиссирующий или водоизмещающий

В глиссирующем корпусе делается большинство лодок. Глиссирующая лодка способна развивать большую скорость (до 100 км/ч), при этом расход топлива значительно меньше, чем у водоизмещающих лодок.

В водоизмещающем корпусе, как правило, делают плавучие дачи (от 10 метров), которым не нужна скорость (достаточно 40 км/ч), а важно спокойно и с комфортом путешествовать по воде на очень дальние расстояния. На таких скоростях катер может идти круглосуточно, а глиссирующая ночует у берега (на скорости, ночью далеко не уйдешь).

Материал корпуса

Алюминиевый, пластиковый или двухкомпонентный (снаружи алюминий, внутри пластик). У каждого решения свои достоинства и недостатки.

Если использованы качественные материалы (неважно пластик или алюминий) и катер качественно собрана, то она прослужит несколько десятков лет.

Дети в лодке

Если Вы собираетесь катать детей в лодке, то мы настоятельно рекомендуем брать пластиковую или комбинированную лодку. Представьте: резкий набор скорости или торможение, и… Ваш ребенок или жена ударяется об угол лодки. Последствия будут минимальными, если это пластик, а если алюминий, то…

Алюминиевые корпуса предпочитают рыбаки и охотники, как правило, из-за их прочности и неприхотливости.

Сторонники алюминиевых корпусов обзывают пластиковые лодки «мыльницами».


Полностью алюминиевый катер North Silver Pro 920 M

Пластиковые корпуса предпочитают любители отдыха, из-за более привлекательного внешнего вида, отсутствия острых углов и большего комфорта (не передает холод воды и нагрев на солнце минимален, легко моется

Полностью стеклопластиковый катер Cap Camarat 9.0 WA


Полностью стеклопластиковый катер NorthSilver 730 Star Cabin TDI

Комбинированный корпус лодки удачно сочетает достоинства обеих материалов: прочность алюминия и комфорт пластика. Такие лодки производит компания North Silver.


Двухкомпонентный катер Silver Moreno 620

Недостатки материалов:

  • Алюминий: гремит, плохая теплоизоляция (проводит холод воды и нагревается от солнца), острые углы могут причинить травму
  • Пластик: не устойчив к трению, может впитывать воду, нельзя хранить зимой
  • Двухкомпонентный: дороже в полтора раза пластиковых и алюминиевых лодок
  •  

Производители

Все российские производители специализируются на определенном материале корпуса:

Каждый производитель предлагает свои лодки с различным набором стандартных опций, причем количество включенных опций может меняться. Здесь вам строит опираться на свой вкус, рекомендации продавцов и отзывы других владельцев При выборе также учитывайте срок гарантийного обслуживания и наличие ближайшего сервис-центра.

Каюта или тент?

Желательно иметь или каюту или тент, так как дождь или ветер на воде – вещь не из приятных. Если катер с тентом или каютой, то можно отправиться в поход с ночевкой. Каюта – переночевать на лодке, особенно женщинам и детям. Тент – укрыться от дождя и ветра; мужчины могут переночевать и под тентом. А если будет гальюн (туалет), душ и мини-кухня – смело в самые рыбные места всей семьей хоть на неделю!

В катерах до 5 метров – только тент, т.к. трудно разместить комфортабельную каюту, обеспечив при этом свободное хождение по периметру с удочкой. В катерах свыше 5 метров – тент или каюта.

Мотор

Выбор мощности

Для каждой лодки рассчитана верхняя и нижняя граница мощности мотора (например, для лодки UMS -500 допустимые границы мощностей: от 50 до 90 л.с.).

Прежде чем ставить самый мощный мотор, подумайте, зачем Вам это? Скорость и мощность стоят очень дорого. За скорость надо платить. Удельный расход топлива на полных оборотах 4-х тактного мотора – 0,293 л /л.с. в час. Значит 50-сильный мотор потребляет 50*0,293 л = 14,7 литра в час, а 90-сильный – 26,4 литра. 2-х тактный мотор расходует на 10-30% больше.

Максимальную мощность используют спортсмены или для таскания лыжника, «банана» и т.д. В остальных случаях руководствуйтесь принципом достаточной мощности и расхода топлива.

Стационарный или подвесной

В большинстве случаев, лодку проектируют под использование определенного вида мотора: подвесного или стационарного. На катерах до 5 метров подвесной мотор вне конкуренции, т.к. стационарный там ставить некуда. Подвесные моторы наиболее распространенны, т.к. его проще установить, а в случае ремонта снять и отвезти в сервис (в случае со стационарным мотором везти придется всю лодку).

Достоинство стационарного мотора – более низкий центр тяжести, соответственно катер более устойчива.

32-х или 4-х тактный

Вопрос экономии топлива при выборе мотора лучше не рассматривать. Конечно 4-х тактный мотор более экономичный, но он и более дорогой. Если Вы пользуетесь лодкой только на выходных, то разницу в цене (при одинаковой мощности) за счет экономии топлива Вы окупите лет через 10.

2-х тактный мотор:

  • меньшая стоимость мотора при равной мощности
  • меньший вес
  • более приемистый, т.е. быстрее набирает скорость
  • проще в транспортировке

4-х тактный мотор:

  • меньший расход топлива
  • более тихая работа
  • стабильная работа на малых оборотах

Некоторые терпеть не могут запах выхлопа 2-х тактного мотора (т.к. бензин смешивается с маслом) и для них выбор мотора предопределен.

На катерах небольшого размера и надувных, когда мотор перевозят отдельно от лодки и устанавливают на месте, руководствуются параметрами мощности и веса мотора. Т.е. выбирают необходимую мощность мотора и смотрят на его вес, прикидывая: «Как эту тяжесть, от машины до лодки, я буду переть один (ну или вдвоем с Михалычем)!?».

В остальных случаях мы советуем:

  • Если важна только скорость и мощность (чтобы лыжника «таскать»), при ограниченном бюджете – используйте 2-х тактный
  • Если важна тихая и стабильная работа на малом ходу (особенно при ловле рыбы троллингом) – 4-х тактный

Один или два двигателя

Самым разумным мы считаем этот подход:

Взято с motolodka.ru, полная версия http://motolodka.ru/power.htm

На основании многолетнего положительного опыта применения предлагается хороший компромиссный вариант: двухмоторная установка с моторами разной мощности. Так, для четырех - пятиместной лодки возможны следующие варианты:

  • Первый мотор мощностью 22~25л.с., второй – 8 л.с. В этом случае при неполной загрузке лодки можно ходить под одним мощным мотором с наименьшим расходом горючего, а при полной загрузке запускать оба. Мотор мощностью 8 л.с. весит всего ~25 кг и на его «перевозку» будет расходоваться мощность 1 л.с., расход горючего возрастет не более, чем на 4%. Поистине небольшая плата за надежность и безопасность!
  • Первый мотор мощностью 30 л.с., второй – 8 л.с. Этот вариант позволяет ходить под одним более мощным мотором при полной паспортной загрузке лодки и использовать второй мотор лишь как резервный, либо в аварийных случаях при перегрузке (например, по пути был спасен утопающий и т.п.). Это дает экономию топлива при большой загрузке судна по сравнению с вариантом 1.
  • Вариант для любителей скорости: первый мотор максимально допустимой мощности 45~50 л.с., второй – 8 л.с. В этом варианте второй мотор используется только как резервный. Потери мощности на его перевозку составляют не более 2%. Первый мотор мощностью 22~30 л.с., а второй – 12~15 л.с. Этот вариант привлекателен тем, что при малой загрузке лодки (например, владелец один или вдвоем с другом отправился ненадолго порыбачить) можно глиссировать с мотором меньшей мощности! При этом достигается наименьший расход горючего. В то же время, при таком соотношении мощностей моторов можно при желании и налегке идти под двумя моторами, лишь немного проигрывая в скорости предыдущему варианту.

При других размерах судна меняются абсолютные величины мощностей, при сохранении рекомендованных в этом примере соотношений. Окончательный выбор силовой установки для конкретного судна за владельцем.

Производители

Практически все иностранные производители делают достойные моторы. Различные продавцы, по различным причинам, отдают предпочтения определенным маркам.

Покупателям мы советуем выбирать двигатель той марки, чей сервис-центр находится ближе к месту стоянки Вашей лодки, а если их несколько, то ту марку, чьи ремонтники выезжают «к больному». Ведь даже самый надежный мотор может сломаться, и в этом случае Вам не придется ломать голову, как доставить мотор к месту ремонта.

Электрический мотор

Это очень тихий мотор. Используют в основном рыбаки и охотники, в качестве основного мотора на катерах до 3 метров или в качестве дополнительного на катерах большего размера, чтобы бесшумно подойти к нужному месту.

Водомет (водометные насадки)

Водометные насадки используются как с подвесным, так и со стационарным мотором.

Достоинства:

  • Большая безопасность для тех, кто находится в воде рядом лодкой, т.к. нет открытого винта
  • Большая маневренность, возможность разворота на месте
  • Возможность «выскочить» на необорудованный берег, а затем самостоятельно сняться с него за счет обратной струи, которая гонит воду под корпус.
  • Возможность, в зависимости от осадки лодки, «лазать» по отмелям (глубина от 15 см.), особенно с камнями (реки Сибири), камышам и траве, не боясь повредить винт. Но будьте внимательны – водомет тоже можно умудриться забить!

Недостатки:

  • Высокая цена
  • Особенности управления и маневрирования, особенно на малом ходу
  • Потеря мощности, особенно при редком использовании из-за обрастания (заилевания) внутренних частей.

Общие рекомендации

Размер

Как правило, мы не советуем «новичкам» брать лодки большого размера (более 5-6 метров). Лучшее учиться на малых или средних катерах: освойте азы навигации, научитесь швартоваться, а главное – начнете понимать «что Вы на самом деле хотите от лодки: больше места, скорости или комфорта и т.д.».

Новая или б/у

Тут все также сложно, как с автомобилем. Импортные лодки очень комфортны и привлекательны по цене. Вся сложность в правильной оценке состояния лодки, это трудно сделать даже специалистам. Если Вы сделали выбор в пользу «подержанной» лодки, то покупайте в той компании, где дадут гарантию. За это время могут «всплыть» скрытые болячки (от этого никто не застрахован), переложите заботу об устранении недочетов на плечи продавца.

Доработка и Аксессуары

Герметичная сумка

Мы рекомендуем приобрести герметичную сумку, в которую можно убрать патроны, телефон и т.д. – в лодке будет больше свободного места и если Вы, не дай бог, перевернетесь, все останется сухим и невредимым.

Итоги

Теперь вы знаете, что катер должен не только нравиться Вам, семье, друзьям и вызывать зависть соседей, но также идеально выполнять свои задачи и быть максимально безопасной.

Чтобы упорядочить свои мысли и упростить общение с продавцом мы Вам рекомендуем заполнить небольшую табличку.

Для каких целей Охота (в т.ч. подводная), рыбалка, дневные прогулки, путешествия на выходные, многодневные путешествия, скоростные «покатушки», водные лыжи
Водоем Река, море, река-море, озеро, водохранилище
Место стоянки и хранения Причал, ангар, свой гараж.(последний пункт очень важен из-за размеров гаража.)
Кол-во пассажиров и детей  
Бюджет Катер+мотор, Катер+мотор+прицеп, Катер под ключ.
Корпус Предпочтения по материалу, производителю, длине/весу
Мотор Предпочтения по типу, производителю

Удачного выбора и семь футов под килем!

«Мореход» и его команда

Узнайте больше о возможностях сотрудничества и обслуживания в нашей компании!

Позвоните  +7 910 664 30 01 или заполните форму обратной связи.

Мореход
Моторные лодки, катера, яхты